Павел Деревянко (фото Андрея Струнина)
Деревянко снялся за последние десять лет в сорока с лишним
картинах. Он едва ли не самый известный и востребованный артист своего
(1976 г.р.) поколения. Везет ему и в родном Театре Моссовета, где он
блестяще сыграл дядю Ваню в постановке Андрея Кончаловского. Уже первая –
и сразу главная – кинороль в ностальгической трагикомедии Александра
Котта «Ехали два шофера» заставила запомнить его фамилию, а дальше –
«Девять жизней Нестора Махно», «Гитлер капут!», «Братья Карамазовы»,
«Брестская крепость», «Ржевский против Наполеона», «Я не я», «Счастливый
конец»… В общем, чересполосица: примерно через раз – крупная и
трагическая роль, остальное – самые идиотские комедии, сделанные,
однако, вполне профессионально. Что делает Деревянко истинным героем
нашего времени? Велик соблазн ответить за него, но пусть уж сам скажет.
«Я поставил бы памятник кактусу»
– Темные очки, шапка по глаза – это маскировка такая, чтобы не узнавали на улицах?
– Очки? Я только понимаю, что эти вот линзы – это не понт. Легкая и приятная по форме защита. Без них ты все-таки как будто немножко голый. Просто внутри всё хрупко, а снаружи остро. А так – надел и расслабился.
– Мы вот с пристрастием посмотрели «Счастливый конец» –
мрачно-смешную историю про то, как от стриптизера, то есть вас, сбежал
член, то есть Колокольников. Вы там необычайно накачанный, просто
культурист, – дублер, да?
– Нет. Это был эксперимент – что я могу с собой сделать ради
профессии. Ведь это очень интересно – понять и почувствовать свои
возможности. Историю специально под нас с Юрой Колокольниковым
придумывал наш товарищ, режиссер и сценарист Ярослав Чеважевский. Яр
вместе с Колоколом основали свою кинокомпанию, «Пушкин пикчерз»
называлась. Три картины вместе сделали. «Конец» был пробой пера. Дальше
интересней, ну, по крайней мере приятней для тела, вернее, тел…
Фильм «На море!» – уже чистейшая авантюра. Светлые головы ребят
придумали историю, которая должна происходить где-нибудь в классном
месте, на море. Принесли идею в «Централ партнершип», они нам дали
денег, и рванули мы на остров Маргарита, что в Венесуэле. Полтора месяца
провели в раю. А чтобы было не скучно, еще и кино снимали веселое, про
то, как несколько семей с детьми отправляются в отпуск на курорт и в
результате так и не добираются до моря. А после окончания этого о-очень
приятного кинопроизводственного процесса мы с Юрой и с испаноговорящим
проводником всю Венесуэлу объехали на белом «Пежо».
Реально опасная страна – раскладывают по ночам на дорогах резину с
гвоздями, ты прокалываешь колеса, начинаешь менять, появляются из
ниоткуда безальтернативные парни с дробовиками и грабят подчистую, до
белья. Если что-нибудь вякнешь – стреляют. Нашему гиду ногу прострелили.
– Что же вас туда понесло?
– Красота же вокруг, другой мир. Заповедники, водопады, крокодилы
вдоль дорог, скорпионы сплошь и рядом. Интересный был трип, в том числе и
психоделический. На реке Ориноко в крошечной деревушке встретили
73-летнего шамана – Хосе Антонио Боливара, он угощал нас кактусовой
настойкой. И там, в джунглях, сидя в его вигваме, мы пережили
интереснейшие ощущения. Я бы памятник поставил – даже не этому кактусу, а
этому опыту.
– В чем он хоть заключается?
– Высочайшая степень осознания себя. Полное понимание жизненных приоритетов.
«Делал девчонкам каре»
– Вам вообще после родного Таганрога трудно было в Москве?
– Да, первый год вообще был в ауте, от этого метро бесконечного, от
количества людей, от ритма московского. Ходил по институтским коридорам и
в общежитии на Трифоновке и оглушенно улыбался, девушки кругом –
красивые, вышагивают, как породистые лошадки, и все студенты вокруг мне
казались страшно талантливыми. И я – такой нескладный, неладный,
чересчур простой, провинциальный парниша в куртке с бахромой и с длинной
челкой. Хотя в Таганроге до этого у меня был уже небольшой успех – на
театральном курсе, единожды набранном, я сыграл две главные роли:
Присыпкина в «Клопе» и Маскариля в «Смешных жеманницах», – в Москве я
чувствовал и вел себя довольно бездарно поначалу. Но это был другой
уровень, и возвращаться обратно в Таганрог мне не хотелось совершенно.
До института я пробовал там разные варианты. После девятого класса
все школьные товарищи-хулиганы разбежались кто в училища, кто в
техникумы, у всех интересная постшкольная жизнь, я тоже в школе не стал
торчать. Ушел из десятого класса и поступил в кулинарное училище №32,
там уже учился мой двоюродный брат Василий, страшный весельчак. И
практика была у меня в той самой столовой того самого завода «Красный
котельщик», которому мои мама и папа отдали на двоих семьдесят с лишним
лет. Стоят страшные, мрачные тетки-поварихи, что-то варят, ну и мы, два
практиканта в идиотских колпаках, чистим картошку вот такими длиннющими
ножами. «Господи, что же я здесь делаю?!» – говорю. Ведь у меня в
конспектах написано, как фаршированную щуку делать, ну, или там борщ
варить… Не хочу, говорю, чистить картошку! Ах, не хочешь? Тогда вали
отсюда! И я устроился в школу рабочей молодежи, но, проведя там неделю с
неописуемо неинтересными людьми, сидя в шубе за холодной партой, понял:
надо искать ходы поинтереснее.
Пошел учеником парикмахера, дамского мастера. Всё лучше же, чем
картошку фигачить, да? Приходят девчонки-малолетки, им вообще по фигу,
что ты там у них с головой делаешь, – они тащились от того, что я их за
голову держал. Страшненькие были девочки, надо признаться. Стригу каре,
чудовищно стригу! Пыхчу, потею и думаю: Господи, что я здесь опять-таки
делаю?! Моя мастерица смотрит и страшные глаза мне делает. Сделал два
каре, побежал за водкой… потом еще побежал за водкой… потом опоздал еще
пару раз… и, в общем, понял я, что надо возвращаться в свою школу,
прежнюю. Рабочая биография не состоялась. Директор приняла меня обратно,
у нас с ней была взаимная симпатия – я же в театральной студии
занимался, считался творческой, мятущейся натурой. Потом был
бодибилдинг, потом танцы… Так потихоньку и до Москвы добрался.
«Мы все живем в чужом теле»
– У вас почти пятьдесят картин – куда вы так гоните?
– Да нет у меня ощущения, что я гоню. Всё вполне закономерно
развивается. Много дурнины было, конечно, и сейчас, наверное, есть, но
ведь мы живем в России, а здесь это неискоренимо. Мы же
монголо-татарское иго. Хотя в принципе мнение – как жопа: у каждого
своя! Это я к тому, что все мы субъективны в своих оценках. Я люблю
работать и пытаюсь делать это хорошо. Из этих пятидесяти кино- и
телевизионных работ более-менее осознанных ролей где-нибудь десять. Но
это мой опыт, мои ошибки и победы.
Я люблю комедии, тем более что все мы в сплошной комедии живем, и
комедийные роли тоже люблю. Не так часто, правда, они у нас получаются
здорово, но тем не менее. Обожаю работать с Марюсом Вайсбергом, это
всегда кайф на площадке, высокий профессионализм и вместе с тем хорошее
настроение, даже веселье. Он знает, что хочет, но и экспериментирует
вволю. «Гитлер капут!» – это был первый шаг в жанре для меня. «Ржевский»
– еще один эксперимент. Абсолютно жанровое кино, честно и с любовью
сделанное. Другое дело, что практически ни одним своим проектом я не
доволен тотально… Но, быть может, хорошо сделанная глупость лучше, чем
плохая драма с претензией.
Почему-то американцу не зазорно сняться в сколь угодно идиотской, но
грамотной комедии, а у нас это слишком легкомысленно, у нас от артиста
требуют драму непременно! Но ведь я и не против. Осенью на ТВ выйдет
интересное, серьезное кино Саши Котта: шестнадцать серий, рабочее
название «Темная сторона Луны». Это, пожалуй, самая осознанная моя
драматическая работа. История опера, который, гоняясь за маньяком, в
кому впал – и очнулся в 1979 году в теле своего отца, тоже опера.
«Смердяков сильнее Карамазовых»
– А как вы к Котту попали?
– Он приходил в ГИТИС к нам, на дипломные спектакли, я играл в
«Затоваренной бочкотаре» Володю Телескопова. Он меня тогда заметил и
через два года позвал в «Ехали два шофера». Я репетировал в тот момент в
проекте Олега Меньшикова «Кухня», но у меня там роль была вообще
крошечная. Конечно, я согласился и поехал на съемки – в тайге, в грязи,
по уши во всем вот этом. Начинал понемногу преображаться в шофера:
голос, щетина… Еще не очень понимал, как это делается, но хотел и
чувствовал.
Я был тогда, как глина просто – бери меня и лепи, что хочешь. «Два
шофера» – это для всех нас была первая полнометражная картина: для
актеров, режиссера, оператора, художников. Поэтому было тяжело, но
чертовски весело. Ну, по крайней мере, вспоминать об этом весело.
– Мы потом удивились, как вас Котт позвал в «Брестскую крепость»: вроде же совершенно не ваша роль…
– Она и была изначально не моя. Прочитав сценарий, я сразу позвонил
Котту и сказал: «Хочу играть Фомина». А он: «Да нет, ты что, это роль
для Машкова». Тем не менее пробы сделали. А с Машковым и с другими
актерами у них что-то не получалось. Сделали еще пробу, Котт колеблется,
продюсеры в один голос ему: «Это ж «Гитлер капут», какой он, к черту,
красный комиссар-еврей?!» Еще одна проба… В общем, как-то я их убедил.
Но абсолютно не убедил себя.
Приехал на площадку в Брестскую крепость, в реальные стены, дышащие
историей. Надели на меня костюм, загримировали, и мы начали
репетировать. А у меня перед глазами стоят наши блестящие советские
фильмы о войне – «В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину»… И
в ушах – такие достоверные интонации Быкова, Шукшина, Тихонова… Я
слышу, что громко, пафосно говорю текст, и не верю себе. Пробую
по-другому – снова промах.
Начинаем снимать, а я не понимаю, что делаю. Говорю Котту: «Саша, я в
отчаянии, я себе не верю». Дальше – больше, я не верю вообще ничему,
что происходит на площадке, никому и ничему! Лежишь в перерыве в
неудобных сапогах, в потном гриме, раздраженный, уставший и
капризничаешь: «Жарко! Надоело!» Тут же смотришь по сторонам, на эти
кирпичные обожженные стены, вспоминаешь лица живых людей, которые
сражались и погибали здесь, с фотографий, что в музее Брестской
крепости, и понимаешь: все истории, которые мы тут изображаем, –
правдивые! А ты занимаешься херней и капризничаешь. И так от этого
неприятно было! В общем, думал, что это полный провал на всех уровнях. И
в ночь премьеры, вернее, ранним утром, «двадцать второго июня, ровно в
четыре утра» в Брестской крепости я пришел в зал под открытым небом,
сел, хмурый, воротник натянул до макушки, весь спрятался…
Кино кончилось, и я не понимаю: вроде не кошмар, смотрю на людей –
вроде бы ничего реакция… И этим же днем на еще одном показе я сел уже
свободнее, начал смотреть… и фильм мне понравился, и себе, что самое
странное, я поверил. А главное, понял, что режиссер Котт всех обманул –
актеров, я имею в виду, и всех тех, кто не верил в эту затею.
– В «Братьях Карамазовых» вы впервые показали Смердякова сильным человеком – это ваша идея или Юрий Мороз так его увидел?
– Я хотел, чтобы он был такой лысый, почему-то английский питбуль,
человек сильный по-настоящему. Он поверил, он пошел до конца и убил –
больше никто не смог. Смердяков самый цельный персонаж там из всех. Его
воспринимают немочью, водорослью такой. А почему ему быть слабым? Он
упертый и страшный. «Номер 1 – Высоцкий»
– А как работалось с Колтаковым? Он же в работе человек тяжелый.
– О! Да вы что! Я его преобожаю, он гениальный! Работалось с ним
прекрасно. Потому что если ему на площадке хорошо – а ему было хорошо, –
то он заряжает своим талантом и тебя, и все вокруг.
– Есть у вас любимый советский актер?
– Смоктуновский, Даль, Солоницын, Леонов, Борисов. Люблю многих советских актеров. Но отдельно для меня стоит Высоцкий.
– Да ведь он всю жизнь играл себя…
– Это его мощный образ, свитый из песен и слов, из его поступков,
ролей и всей его жизненной остроты, так на меня влияет. Он для меня
эталон мужской харизмы и таланта. И актер он был блестящий, очень
техничный.
– В «Я не я» вы сыграли с покойным Владом Галкиным, это у него была одна из последних работ. Каким он вам показался?
– Пожалуй, ничего интересного не смогу вам рассказать. Мы общались
практически только на площадке, вне ее у нас были разные интересы, я не
лез к нему, он ко мне. Он был человек, наполненный энергетикой, но как
будто немного запутавшийся. Но действительно очень непросто быть
востребованным артистом, столько соблазнов вокруг, и эго опять-таки
никогда не спит. Когда мы учились в ГИТИСе, вокруг было по-настоящему
много талантливых людей, звезд, как мне казалось. И абсолютно явно они
должны были ими стать, но почему-то не стали. Почему? Думается, это
из-за индивидуального характера каждого. Везение тоже играет большую
роль. И конечно, мотивация и самодисциплина.
– Не можем не спросить о личной жизни. Вы сейчас женаты или вам это пока не надо?
– Женат, жену зовут Даша, и у нас есть прехорошенькая дочка Варя, ей
год и четыре месяца. Я вам сейчас покажу запись – никому еще из
журналистов не показывал (показывает видео на телефоне).
– Классные. Жена – актриса?
– Нет! Мне с ней безумно повезло. Мы люди совершенно разные, ровно
настолько, чтобы было друг с другом интересно. Даша – человек
самодостаточный и сильный, она понимает, насколько для меня важна
самореализация, на которую я сейчас заточен, и она гениальная мама. Даша
из старинной интеллигентной семьи, правнучка авиаконструктора Мясищева.
Никакого пафоса, все дружат и работают.
– А работает она кем?
– Она юрист. Сейчас она руководит небольшим строительным объектом. И растит нашу прекрасную девочку Варю.
http://sobesednik.ru
|